Энциклопедия бисера. Старинные украшения и аксессуары из бисера.

Самые древние бусы, возраст которых превышает 40 000 лет, были найдены американскими археологами при раскопках в Кении, и их считают одними из доказательств того, что именно в Африке зародилось человечество. Ученые полагают, что, придумав бусы, человек, окончательно отделился от животного мира. Бусинка - безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Бусы могут быть только знаком, символом – а это начало культуры и духовности. Так это или нет, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки. По бусинкам, обнаруженным при раскопках древних поселений или захоронений, археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи народов и торговые пути, выявляют этнографические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох.

Сначала бусы изготавливали из костей, камней, семян, ракушек. Потом появились металлические, керамические, стеклянные и, наконец, пластмассовые. Бусинки нанизывали на нити и вешали на шею, руки, ноги, вдевали в уши, ноздри, веки, губи и другие части тела. Бусами украшали ритуальные предметы, домашнюю утварь, одежду, оружие, элементы интерьера.

Изделия, выполненные в разные времена представителями разных народов, сильно отличаются друг от друга материалами, цветовыми решениями, рисунками. А вот в технике исполнения много общего. Например, метод низания «мозаика» был известен и на Среднем Востоке, и в Америке задолго до того, как между народами этих стран установились связи. Ажурные сетки из бисера, жемчуга или пиленного перламутра часто использовались при создании деталей традиционного русского костюма, ноне менее россиян преуспели в низании сеток народы далекой Индонезии. Можно привести много подобных примеров. Если даже в те далекие времена, когда люди жили разрозненно, было столько общего в приемах работы с бусинами, то сейчас когда идет активный обмен информацией и опытом, не всегда удается по внешнему виду определить национальную принадлежность того или иного современного изделия. Мастера развивают свои традиционные виды рукоделия и охотно, творчески осваивают приемы, пришедшие из других стран. Так, индейцы и коренные народы Африки издавна использовали в изделиях низанные из бусин цепочки с цветочками и цепочки «венок», а теперь они очень популярны у молодежи цивилизованного мира, в том числе и в России. Используемый материал сейчас не всегда подскажет, где проживает автор той или иной работы: в магазинах можно купить и чешский бисер, и восточные бусинки-амулеты. Тем не менее при выборе материалов и сочетаний цветов, при создании формы рукотворных иделий все мы – кто осознанно, а кто подсознательно – опираемся на вековые традиции и опыт своего народа.

В старину на территории нынешней России, как и во всем мире, для изготовления бусин использовли камень, металл и т.д. Уникальными являются бусины из костей мамонта, найденные в Сибири и не встречающиеся больше нигде в мире. Стеклянные бусины появились на руси уже в домонгольский период. Славяне в I тыс. н.э. вообще были знакомы со стеклом только по украшениям: бусам и подвескам. Арабский писатель Х века Ибн-Фодлан, рассказывая о жизни зажиточного росса, пишет, что русские жены носят богатые украшения, очень любят зеленый бисер и дорого за него платят. Среди бусин, найденных при раскопках на территории Древней Руси, встречаются как привозные – сирийские, византийские и египетские, так и местные. Бусинки древнерусского производства отличались от привозных цветовой гаммой. Они были коричневые, фиолетовые, синие, бирюзовые, желтые. Как правило, это бусы среднего размера, из прозрачного стекла, без декора. Исключение составляют золоченые бусы. Первые на территории Руси стекольные мастерские появились в XI веке в Киеве. В них производили сосуды, смальту для мозаик, бусы. Образцы изделий были иноземными, да и обучали русских людей ремеслу заморские мастера. В то время сильно сказывалсь влияние Ближнего Востока, Византии. Но скоро произведение русских мастеров приобрели особые, самобытные черты. По некоторым свидетельствам, их работы не уступали по качеству венецианскому стеклу. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани и других городах.

Древняя Русь – царство стеклянных бус: доля их среди найденных в раскопках превышает 2/3. Оставшуюся треть составляют все остальные виды бус: янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста. Кроме того, встречаются бусы из кости, глины, бронзы, серебра, золота. Совсем редко в раскопках того периода находят жемчуг, хотя из документов известно, что уже в XI веке одежду украшали жемчужной вышивкой. В Переяславской летописи, относящейся к этому времени, описан сон древлянского князя Мала. Привидилось ему, будто княгиня Ольга подарила ему шитую жемчугом одежду: «порты многоценны червлены, все жемчюгом изсажены».

После монголо-татарского нашествия, прервавшего развитие ремесла на Руси, стеклоделие возрождается снвчала на территории современной Украины, а затем и России. В средние века в России, особенно на севере, вкачестве бусин широко использовали кусочки перламутра и речной жемчуг, который в большом количестве добывали в реках. Эти красивые материалы были доступны всем слоям населения. Их применяли для отделки нарядного платья (как женского, так и мужского) и головных уборов, для изготовления ожерелий, серег и т.п. Широко использовали жемчуг и для отделки церковных облачений, утвари, для украшения переплетов книг и окладов икон. Из жемчуга и перламутра низали густые сетки: широкие ожерелья, спускавшиеся на лоб поднизи женских головных уборов, другие детали костюма. Вышивку выполняли, пришивая на ткань отдельные жемчужины или предварительно нанизанный на нить жемчуг. Фон оставляли свободным или вышивали нитками. В Псковской губернии кокошники украшали большими (размером с яйцо) шишками из жемчуга. Привозной, очень нарядный бисер ценился высоко и нередко соседствовал в дорогих нарядах и в церковной утвари с драгоценными камнями, золтом, жемчугом.

Уклад в российских семьях, даже богатых, не поощрял праздности и способствовал развитию рукоделия, особенно женского. Иностранец Петрей, описывающий нравы Московского царства, свидетельствовал, что художественное рукоделие было весьма распространено среди знатных женщин. Многие из них, сидя взаперти, дошли до такого мастерства в шитье жемчугом, что перещеголяли иных швей, и рукоделия их вывозят в дальние страны.

Петр I, в стремлении сблизить Россию с Европой, не только энергично внедрял европейские порядки, одежду еду и прочее, но и поставил под наблюдение иностранцев русских мастеров художественных промыслов. Древнерусское искусство с той поры замерло, отчасти сохраняясь только в удаленных от столицы, глухих уголках страны.

Ввоз бисера в Россию постоянно увеличивался, больше становилось и привозных образцов. Изделия из бисера того периода составляют гордость русского прикладного искусства, несмотря на то что и материал, и образцы были иностранными. Даже в 1753-1768 годах, в период работы ломоносовско             й фабрики в Усть-Рудице, производимые на ней бисер и стеклярус составляли лишь небольшую часть используемого в России. В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоделие было домашним занятием. На продажу изделия производили в монастырях да изредка крепостные в небольших мастерских.

В XVIII веке в работах знатных дам появляются новые приемы, ведь бисер используется не в дополнение к жемчугу, а как самостоятельный материал. Модными становятся сплошные вышитые бисером картины, в которых заполнен и фон.

В XVIII-XIX веках еще крепко держался старинный уклад и в дворянских семьях, поощряющий художественные занятия девиц и дам. Необычайно популярно было и бисерное рукоделие, поэтому упоминание изделий из бисера, обычно предназначенных в подарок, часто встречаются в художественной и мемуарной литератре, в переписке того времени.

Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером. И это не только молодежные фенечки. Многие мастерицы творят чудеса – великолепные картины из бисера, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи.



смотреть все статьи